Статья 58

  • Образование в семейной форме

    Право учащихся на бесплатное прохождение экстерном промежуточной и итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, установлено в ч.3 ст. 34 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».

    В данной ситуации следует также обратиться к Письму Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме». Согласно тексту данного письма, Основаниями возникновения образовательных отношений между экстернами (лицами, зачисленными в организацию, осуществляющую образовательную деятельность для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации) и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. При этом, согласно данному письму, по желанию родителей образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

    Согласно п.1 ст. 58 ФЗ-№273 промежуточная аттестация сопровождает освоение учеником образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

    Следовательно, родители имеют право изменять образовательную организацию для каждой промежуточной аттестации. 

    Более того, закон не устанавливает ограничений на возможность прохождения промежуточной аттестации лишь по одному или нескольким предметам, что делает теоретически возможным прохождение промежуточной аттестации в нескольких организациях. Фактическая возможность будет зависеть от локальных нормативных правовых актов и других документов, включая графики проведения аттестации.

  • Промежуточная аттестация при заочном обучении в школе

    В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

    В отсутствие норм, содержащихся во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования по регламентации процесса обучения в зависимости от соответствующей формы, образовательная организация вправе использовать полномочия, установленные для нее в 28 и 30 статьях Закона “Об образовании” в части разработки и утверждения учебной программы, установления режима занятий, средств и методов обучения, форм, порядка и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации. Следовательно, учебный план заочной формы обучения в школе подразумевает составление индивидуального учебного плана в соответствии с ФГОС. Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания педагога. За основу берется учебный план основной образовательной программы школы, которую осваивает обучающийся. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Законом "Об образовании в Российской Федерации" (статья 58) и локальным нормативным актом образовательной организации.

  • Ребенок 2 класса с ограниченными возможностями здоровья обучается вместе с классом. Ввиду болезни (менингит) ребенок находился в больнице, абсолютно постельный режим, рекомендации врача не позволяли ребенку дополнительно в больнице заниматься, в итоге пер

    Промежуточная аттестация предполагает контроль за освоением учащимися образовательной программы, отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины, при этом форма и порядок ее проведения определяется учебным планом образовательной организации. (п.1 ст.58 Федерального закона № 273-ФЗ). 

    Болезнь учащегося является уважительной причиной пропуска аттестации. Согласно п.8 ст. 58 ФЗ № 273-ФЗ если у учащегося были уважительные причины, которые препятствовали прохождению аттестации, то такие учащиеся могут быть переведены в следующий класс условно (п.8 ст.58 Федерального закона № 273-ФЗ).

    По смыслу ст.58 Федерального закона № 273-ФЗ прохождение промежуточной аттестации является обязанностью учащегося. Следовательно, аттестацию ребенку будет необходимо пройти, однако ее сроки должны быть перенесены. 

    Стоит учитывать и тот факт, что ребенок имеет ограниченные возможности здоровья. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающийся вправе требовать предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, в том числе путем организации обучения по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

  • может ли школа проводить промежуточную аттестацию для 1-х классов? В какой форме промежуточная аттестация должна быть организована для обучающихся 1-х классов?

    В соответствии со ст. 58 Федеральногозаконаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  и ст. 19ПриказаМинистерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.  

    Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются образовательной организацией самостоятельно. 

  • Ученица 4 класса имеет 5 неудовлетворительных отметок по итогам года. Допущена к промежуточной аттестации с условием сдачи промежуточной аттестации по 5 предметам. По итогам промежуточной аттестации имеет по 5 предметам "2". Может ли она быть условно пере

    Часть 8 статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.  

    Согласно ч.4 ст. 58 обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. При этомдля проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. 

    Лимита количества академических задолженностей в законе не предусмотрено – в данном случае условный перевод является единственным возможным правовым решением. Только при не ликвидации в установленные сроки академической задолженности по усмотрению родителей (законных представителей) обучающегося они могут быть оставлены на повторное обучение, переведены на адаптированную образовательную программу или на индивидуальный учебный план (ч. 9 ст. 58 ФЗ «Об образовании»). 

    Таким образом, можно заключить, что ученица может и должна быть условно переведена в 5 класс. 

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Ражаповой.

  • Обучающиеся 1 класса учатся по безотметочной системе. Но уровень усвоения образовательной программы всё равно определяется. Дети пишут итоговые работы исходя из которых видно усвоил курс первого класса ребенок или нет. Тогда обучающихся первого класса, пе

    Согласно п.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.(п.10 ч.3 ст. 28 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ установление форм, периодичности и порядка проведения текущей, промежуточной аттестации относится к компетенции школы. Школа самостоятельно принимает локальные акты по основным вопросам (ч. 2 ст. 30 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)).

    Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (п.2 ст.58 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

  • Ученик по итогам обучения в 7 классе имеет академическую задолженность по шести предметам. В установленные локальным актом образовательной организации сроки не ликвидировал академическую задолженность. Родители отказываются от установленных законодательст

    Согласно части 5 ст.  66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования (требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее).

    В соответствии со п. 2 ст. 58 ФЗ «Об образовании», академической задолженностью признаются «неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин». Обучающиеся обязаны ликвидировать такие задолженности в сроки, предусмотренные образовательной организацией. При этом, согласно п. 9 ст. 58 ФЗ «Об образовании» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам основного общего образования (5-9 классы), не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):

    1. оставляются на повторное обучение, 
    2. переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
    3. переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану. 

    Таким образом, закон очерчивает только три варианта развития события, давая при этом родителям (законным представителям) право выбора одного из этих трех вариантов.

    При этом, академическая задолженность не является основанием для отчисления из образовательной организации обучающихся по программе основного общего образования (в отличие от обучающихся по основным профессиональным программам).

  • Сейчас существует несколько образовательных сайтов, предлагающих платные услуги по помощи в обучении и сдаче дистанционно промежуточной аттестации. (например, ЦОДИВ). При получении основного общего образования в форме семейного образования законно ли сдав

    В соответствии с п. 2 ст. 63 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», общее образование может быть получено в  организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования. Пункт 3 статьи 17 указанного закона закрепляет право получения образования в различных формах, в том числе и в нескольких. Поскольку Федеральный Закон предоставляет право получения образования дома (семейное образование и самообразование), в качестве необходимой меры контроля знаний обучаемого накладывает обязанность  прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. («Организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. » ч.20 ст.2) В случае прохождения промежуточных аттестаций с помощью указанного Вами ЦОДИВ, стоит обратиться к нормативным документам, регулирующим деятельность этого учебного заведения. Из представленных на сайте копий документов, мы можем сделать вывод о том, что данная организация имеет лицензию на ведение образовательно деятельности, следовательно, на основе п.3 ст.64 ФЗ «Об образовании», ЦОДИВ является организацией осуществляющей образовательную деятельность, что дает им полное право проводить промежуточные аттестации, которые имеют юридическое значение.  Распоряжение КО Санкт-Петербурга от 29.10.2013г..

  • Ученик 2 класса переведен в 3 класс условно с двумя двойками. В третьем классе задолженность не ликвидирована. Могут ли оставить на второй год в 3 классе без согласия родителей?

    В соответствии с положениями статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при имеющейся неликвидированной академической задолженности существует три варианта продолжения обучения на усмотрение родителей:

    • Остаться на повторное обучение (второй год)
    • Перевестись на обучение по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и перейти в следующий класс;
    • Перейти на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП) и перейти в следующий класс.

     

    Данный перечень вариантов исчерпывающий, то есть других вариантов продолжение обучения с академической задолженностью в школе законом не предусмотрено. В случае отказа родителей от возможности остаться на повторное обучение, родителям доступны два оставшихся варианта продолжения обучения. Однако, у каждого из вариантов есть свои особенности.

  • Учащийся имеет академическую задолженность. Переведен в следующий класс условно. В октябре-ноябре использовал две попытки ликвидировать задолженности. Не справился. В декабре прошел ПМПК. Заключение – адаптированная программа (ЗПР). Переводим на адаптиров

    Прежде, чем ответить на поставленные Вами вопросы, для большей ясности ситуации прокомментируем уже совершенные школой действия в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования.

    Что такое академическая задолженность?

    В соответствии с п. 2 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» академической задолженностью являются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. Исходя из описанной Вами ситуации, ученик получил неудовлетворительную оценку («двойку») при прохождении промежуточной аттестации по одному из предметов, что, соответственно, признается академической задолженностью.

    Что происходит после получения «двойки»?

    Далее, согласно п. 8 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п. 20 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ученик переводится в следующий класс условно. Исходя из Ваших описаний данное положение было соблюдено.

    Способы ликвидировать академическую задолженность

    В период «условного» обучения ученику предоставляются две попытки ликвидировать академическую задолженность – две «пересдачи». 

    Первая «пересдача» принимается лично учителем по предмету. Для проведения второй попытки, согласно п. 6 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»создается комиссия.

Страницы

Поделиться: