Правда ли, что новый закон об образовании предусматривает ликвидацию коррекционных школ и вводит обязательное инклюзивное образование? Ведь многие дети просто не могут обучаться в обычной школе без специальных условий.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.

Однако данный Федеральный закон не содержит положений, предусматривающих ликвидацию рассматриваемых образовательных организаций. Наоборот, ч. 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Также, ч. 4 рассматриваемой статьи говорит о том, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Иначе говоря, возможны две формы организации обучения рассматриваемой категории обучающихся: инклюзивное обучение и обучение в специализированных организациях.

Отвечая на этот вопрос, следует привести и позицию Минобрнауки России, изложенную в письме от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07. Министерство отмечает, что часть субъектов РФ неоправданно сориентирована на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Также в данном письме обращается внимание на то, что инклюзивное (интегрированное) образование детей-инвалидов не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер – инклюзия (интеграция) ради самой инклюзии (интеграции). Для части детей более целесообразным является обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Таким образом, тезис о том, что Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает ликвидацию коррекционных школ, в корне неверен, а наметившаяся тенденция к их сокращению связана с не всегда обоснованной политикой субъектов РФ в области образования, а не с требованиями указанного Федерального закона.  

 

 

 

Статьи 273-ФЗ: