Добрый день! Обучающийся 10 класса изучает в школе французский язык. Занимаясь с репетитором, осваивает английский язык. Возможно ли проведение в школе промежуточной аттестации по английскому языку с дальнейшим внесением результатов в аттестат о среднем общем образовании? Нужно ли оформлять это как обучение в форме самообразования в части реализации основной образовательной программы по английскому языку? С уважением, Елена Волкова

Ответ на этот вопрос неоднозначен и зависит от образовательной программы. В аттестат вносятся те дисциплины, которые относятся либо к инвариантной части учебного плана, либо к вариативной части. Таким образом, любой дополнительно изученный предмет может в принципе быть включен в аттестат, если он признается частью программы, и входит в вариативную часть. Если предмет в принципе не является частью этой программы, то он в принципе никак не может быть отражен в аттестате. (И должен рассматриваться, как, например, дополнительная образовательная программа).

В этой связи ключевой вопрос – может ли быть изучение второго иностранного языка быть признано как освоение части программы обучающимся? Ответ на него зависит от учебного плана. Есть ФГОС среднего общего образования, которым четко установлено соотношение – 60 процентов программы должна составлять обязательная часть, и 40 – часть, формируемая участниками образовательных отношений. Данное соотношение не должно нарушаться.

Кроме того, количество учебных занятий за 2 года должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов. Если признавать освоение английского языка частью освоения имеющейся образовательной программы, это должно попадать в означенные ограничения – то есть, например, образовательная организация, которая имеет 2170 часов по учебному плану, вполне может предусмотреть возможность выбора обучающимся более, чем одного иностранного языка. Если же учебный план уже составлен из объема 2590 часов, то без сокращения времени, отводимого на изучение других дисциплин, предусмотреть возможность выбора дополнительного предмета уже затруднительно.

Предположим, что образовательная организация предоставляет возможность выбора между изучением французского и английского языков, и, исходя из имеющихся локальных нормативных документов, может также разрешить выбрать для изучения оба языка (выбрав для одного из них неаудиторные формы изучения – вероятнее всего, уроки иностранных языков проводятся параллельно).

В Вашем случае подойдет применение так называемого индивидуального учебного плана. Это такой учебный план, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (ст. 2. Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Последующими статьями Закона установлено, что обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (п. 3 ч. 1 ст. 34).

На обучение по индивидуальному учебному плану школьники могут перейти по усмотрению родителей в целях  ускоренного освоения  образовательной программы (по одному или нескольким предметам). Другими словами, Вы можете перейти на индивидуальный учебный план в целях изучения английского языка только если он представлен в образовательной программе, в учебном плане.

Оформление обучения как формы самообразования возможно, обучающиеся имеют право на сочетание форм образования и обучения, однако такое решение может влечь за собой определенные риски для образовательной организации в части проверок ее финансово-хозяйственной деятельности.

В случае, если все же будет выбран такой вариант, как оформление изучения части образовательной программы в форме самообразования (при этом английский язык все так же обязательно должен входить в программу), будут применяться нижеизложенные нормы.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014г.№115 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», выпускникам, освоившим основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования в формах семейного образования, самообразования либо обучавшимся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе и получившим удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации, проводимой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. То есть при условии самостоятельного изучения английского языка (при наличие такого предмета в программе) учебное заведение проводит промежуточную и государственную итоговую аттестацию учащихся, проходящих обучение в форме семейного образования и самообразования (ч. 3 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). То есть при условии самостоятельного изучения английского языка, школа проводит аттестацию с последующим выставлением оценки.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Сазоновой М.

Поделиться: